Все о Кампании/Города кампании / Город Неаполь
Неаполетанские песни
Неаполь с незапамятных времён был центром высокого оперного искусства, он стал и подлинной столицей популярной песни. Неаполитанские песни, подобно русским романсам, и глубоко национальное явление, и художественное достояние всего мира. Гораздо больше известно, кто из великих артистов их исполнял, чем имена их талантливых сочинителей. Авторами были и представители социальных низов, безвестные и бедные музыканты, и представители высших слоёв городской общественности. Случалось, что мелодии спускались с подмостков оперы в гущу пёстрой неаполитанской толпы. Самые красивые песни из кафе на набережных благодаря искусству великих оперных теноров поднялись на мировую концертную эстраду. Их пели Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Франко Корелли, Джузеппе Ди Стефано, Марио Ланца и, конечно же, Три Тенора в наше время.
Теодор Коттрау, юрист по образованию, отказался от политической карьеры, считая, что «в Неаполе настоящая политика делается при помощи песен». В 1849 году он опубликовал переведённую с диалекта на итальянский баркаролу «Санта Лючия», которая стала столь знаменитой, что в католических церквях её даже исполняли в качестве литургического гимна в честь Святой Лючии. Хотя в ней имеется в виду всего лишь неаполитанская набережная... Песня была записана на пластинку Энрико Карузо в 1916 году.
Началом «золотого периода» истории неаполитанской песни явился 1880-й год, когда в Неаполе был построен фуникулёр на Везувий, и в честь этого великого события журналист Пеппино Турко экспромтом сочинил стишки «Фуникулер туда, фуникулер сюда», а композитор Луиджи Денца, директор лондонской консерватории и автор многочисленных камерных романсов, тут же наградил их зажигательной мелодией и ритмом тарантеллы. Успех песни Денца и Турко породил в Неаполе настоящий песенный бум.
В конце XIX века подлинные шедевры вдруг стали сочинять авторы безо всякого консерваторского и литературного образования. Эдуардо Ди Капуа был просто музыкант, Винченцо Руссо - просто поэт. Второй, простой сапожник-подмастерье, «советовал» первому, одержимому лотерееманией, на какие номера поставить, но когда ни один из номеров не выиграл, в качестве компенсации стал расплачиваться текстами песен. Все эти песни до единой, в том числе «Мария, Мари», стали популярными! Сам же Винченцо в 28 лет умер от чахотки… А Ди Капуа познал подлинную славу, когда вместе с другим бедным поэтом Джованни Капурро сочинил самую неаполитанскую из всех неаполитанских песен «Моё солнце»! Но, сломленный нуждой и болезнями, тихо окончил свои дни в богадельне…
Песня «Влюбленный солдат», самая известная и популярная из многочисленных песен Энрико Каннио написана на стихи уроженца Сорренто Аньелло Калифано в разгар Первой мировой войны, в 1915 году. Её прославил сначала Энрико Карузо, а потом, в 1970 году, Анна Маньяни, спевшая ее в фильме La sciantosa (Певичка).
«Я любовь скрывать не стану,
В мыслях всё одно и то же:
Нет на свете ничего дороже,
Быть хочу всегда с тобой!
Сердцу нанесла ты рану,
Ты его и успокой!
Тебе я, одной тебе я
И сердце, и жизнь вручаю,
От первой любви страдаю,
Моей всей жизни цель в тебе одной!»
В фильме «Не забывай меня»1935 года одну из главных ролей сыграл великий тенор Беньямино Джильи, он же и спел в нём одноимённую песню Эрнесто Де Куртиса (автора песни «Вернись в Сорренто») и Доменико Фурно. «Улетают ласточки из моей холодной без солнца страны в поисках фиалковых вёсен, гнёзд любви и счастья. Моя маленькая ласточка улетает, не попрощавшись и не поцеловав на прощанье. Не забывай обо мне, моя жизнь связана с тобой. Я люблю тебя всё больше, и в моих мечтах останешься ты…»
«Говори мне о любви, Марью» - песня Чезаре Андреа Биксио и Эннио Нери - специально написана для фильма великого итальянского режиссёра и актёра Витторио де Сика «Мужчины, какие негодяи…» (1932). Песню напел в одной из сцен сам режиссёр, потом её пели многие певцы и актёры.
«Мама» (1941) - самый известный фильм с участием Беньямино Джильи. Сюжет фильма не связан с войной, но титульная песня о тоске по матери очень полюбилась итальянским солдатам, её пели на фронте и в плену, что сделало её известной в странах-победителях. В нашей стране её хорошо помнят в исполнении Робертино Лоретти.