Все самое интересное об Италии

Вторник, 19.03.2024, 05:26
Приветствую Вас, Гость

ХУДОЖНИК СИЛЬВЕСТР ФЕОДОСИЕВИЧ ЩЕДРИН(1791-1830)

Художник Сильвестр Феодосиевич Щедрин известен как пейзажист.Родился в Петербурге 2(13) февраля 1791 года.Сын известного скульптора  Феодосия Федоровича Щедрина и племянник пейзажиста Семена Федоровича Щедрина.Духовное развитие Сильвестра происходило в атмосфере художественных интересов,с детских лет будущий художник интересовался коллекциями Эрмитажа;это предопределило выбор жизненного пути.В 1800 году он поступил в Академию художеств в Петербурге.За время двенадцатилетнего пребывания в Академии его главными преподавателями были М.М.Иванов,а затем Ф.Я.Алексеев.За картину "Вид с Петровского острова в Петербурге",написанную в 1811 году,Щедрин получил Большую золотую медаль,что дало ему право на пенсионерскую поездку в Европу.Но из-за сложной военно-политической обстановки в Европе того времени,художнику удалось осуществить поездку лишь через несколько лет. В 1818 году Щедрин прибыл в Италию,в Рим.В эти годы здесь жили Кипренский,Брюллов и многие другие известные русские художники,встречавшиеся в частности,на музыкальных вечерах Зинаиды Волконской.

Он много работал на натуре, что было редкостью в то время, и, стараясь возможно живее запечатлеть видимое, начал понемногу избавляться от заученных канонов. Все же бурные политические события, развернувшиеся в Неаполитанском королевстве, вынудили Щедрина искать безопасности в Риме. Но теперь он смотрел на этот город иными глазами и находил в нем красоту.

Крупным достижением художника стала картина "Новый Рим. Замок Святого Ангела" (1823). Она имела успех и породила впоследствии массу подражаний. Сам Щедрин для желающих ее приобрести сделал 8 (или даже 10) вариантов - не повторяясь буквально, а варьируя время суток, детали, угол и точку зрения. Но главной его темой была природа.

Работая в летнее время за городом, он написал пейзаж "Озеро Альбано в окрестностях Рима" (1825). В этом поэтическом произведении он сделал новый шаг к естественности, избавившись от четкого деления на пространственные планы и от условности цвета.

Срок пенсионерства истек в 1823 г., но Щедрин рискнул остаться в Италии еще на некоторое время - уже независимым художником, благо его работы имели спрос, который он едва успевал удовлетворять.

В 1825 г. Щедрин вновь оказался в Неаполе. Там он главным образом проводил время в холодные месяцы, а в теплые - писал с натуры в маленьких городках, расположенных вдоль побережья Тирренского моря. Особенно его привлекали скалистые берега, окружавшие небольшие уютные бухты, - он писал их по многу раз, отыскивая новые и новые места, неоднократно возвращаясь к полюбившимся и открывая в них что-то незнакомое ("Вид Сорренто близ Неаполя", "Вид Амальфи близ Неаполя", обе 1826; "Грот Матримонио на острове Капри", 1827, и др.).

Художник увлекся еще одним мотивом - увитой виноградом террасой с видом на море. В многочисленных "Террасах", написанных в 1825-28 гг. и тоже имевших большой успех, он воплощал близкий ему идеал гармонической жизни людей в единении с благодатной природой.

Мало-помалу в работы Щедрина проникает драматизм, ранее ему чуждый. Он стал писать ночные пейзажи с тревожным светом луны, проглядывающей из-за облаков, и мрачными силуэтами людей, собравшихся у костра ("Вид в окрестностях Сорренто. Вечер", конец 1820-х; "Лунная ночь в Неаполе", 1828-29, и др.). Возможно, причиной тому были невеселые вести с родины, куда художник не решался возвратиться, а возможно - тяжелая болезнь, которая беспокоила его все чаще.

Он пытался лечиться минеральными водами, менял врачей, в отчаянии обратился за помощью к каким-то шарлатанам, но никто не смог помочь. После смерти художника друзья предприняли усилия, чтобы его картины оказались в России. Однако многие их попытки не увенчались успехом, и нам известна лишь часть творческого наследия Щедрина. 

Пейзажи,написанные художником в конце 1820-х годов с видами Сорренто,его гаваней,имеются в Третьяковской галерее и Русском музее.В 1827-28 годах художник писал виды Капри.Живописец продолжал много работать,несмотря на развивающуюся тяжелую болезнь печени.Силы художника слабели и работу приходилось прерывать на долгие месяцы.Умер Щедрин 27 октября (8 ноября) 1830 года в Сорренто.